Личный сайт учителя-логопеда МБДОУ детский сад №32 Харченко Елены Николаевны

Консультация для родителей «Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада»

 Консультация для родителей «Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада»

«Детская речь на всех этапах своего

развития питается неисчерпаемой

жизненной силой народного –

родного языка»

Сколько забот, обязанностей и ответственности появляется у взрослых, когда в их жизнь входит маленький человек!

Ведь благополучие малыша целиком и полностью зависит от родителей.

Предпосылкой для формирования речи является эмоциональное общение, которое устанавливается и поддерживается между взрослым и реб нком.

Психологи все настойчивее подч ркивают значение раннего детства для формирования человеческой личности. В развитии же речи его роль является, безусловно, главенствующей.

В дошкольный период происходит становление речи и е формирование. В эти годы реб нок усваивает звуки родного языка, учится отч тливо и грамматически правильно произносить слова и фразы, быстро накапливает словарный запас.

Речь – явление социальное и служит средством общения людей друг с другом. Своевременное и правильное речевое развитие – необходимое условие формирования личности реб нка. Благодаря речи малыш позна т окружающий мир, накапливает знания, расширяет круг представлений о предметах и явлениях, овладевает нормами общественного поведения. При помощи речи человек выражает свои потребности, высказывает свои чувства и переживания, делится впечатлениями о сво м отношении к предметам и явлениям окружающей его действительности. В процессе развития речи реб нок овладевает языком. Усвоение речи в дошкольном возрасте –

необходимое условие для овладения грамотой, для дальнейшего обучения в школе.

Реб нок овладевает речью, подражая речи взрослых при непосредственном общении с ними. Поэтому, чтобы научиться говорить, он должен, прежде всего слышать речь родителей.

Формирование и развитие речи происходит постепенно. Это довольно длительный и сложный процесс. И если родители часто общаются с малышом, играют с ним, читают ему книги, учат с ним стихи, то обычно речь реб нка развивается своевременно и правильно.

Некоторые родители считают, что неправильное произношение звуков, торопливая или недостаточно отч тливая речь дошкольника не могут служить поводом для тревоги, что несовершенство детской речи – возрастное явление, проходящее со временем.

Недопустимо, когда реб нок в 5, 6 и даже в 7 лет не может поддерживать разговор на знакомую для него тему, связно и понятно для слушателей пересказать сказку, рассказ, когда он неточно пользуется лексическими средствами, допускает грамматические ошибки, неправильно произносит звуки.

От умения точно и правильно выразить свою мысль в решающей степени зависит свободное и непринужд нное общения реб нка с окружающими. Недостатки речи сказываются нередко и на формировании характера реб нка, отражаются на его умственном развитии, а в дальнейшем затрудняют и овладение грамотой.

Чтобы у реб нка речь была грамотной и ч ткой, родители и педагоги, при занятии с детьми должны использовать скороговорки – чистоговорки. Скороговорки – это, как правило, небольшой по объ му речевой материал, специально построенный на сочетании звуков, трудных для произношения. Например:

Ба – ба – ба – у Вовы есть труба,

Бу – бу – бу – сидит ворон на дубу,

Бы – бы – бы – собираем мы грибы…

Они с большим успехом могут быть использованы не только для преодоления вялости и малоподвижности артикуляционного аппарата. Для закрепления правильного произношения звуков во фразе и их дифференциации, для выработки отч тливой и внятной речи, но и в качестве упражнений для тренировки и совершенствования работы голосового аппарата, для выработки умения пользоваться различным темпом речи, для работы над интонационной выразительностью речи.

Для воспитания звуковой культуры речи кроме скороговорок надо использовать различные речевые игры и упражнения. Например:

Игра: «Скажи ласково»

Птица – (птичка, огурец – (огурчик, тетрадь – (тетрадочка).

Упражнение: правильно назвать один овощ и много овощей.

Огурец - … (огурцы, тыква - … (тыквы…

Должны использовать считалки: «Мы шли, шли, шли. Пирожок нашли. Сели, поели и опять пошли».

- Пословицы и поговорки на различную тематику:

Глаза боятся, а руки делают.

Скромность всякому к лицу.

Что припас шь, то и на стол понес шь…

- Загадки:

В поле родился,

На заводе варился,

В стакане растворился. (сахар).

В нашей кухне круглый год,

Дед Мороз в шкафу жив т. (холодильник).

С детьми заучивать и просто читать стихи на различную тематику:

И. Суриков «Снежинки».

Первый снег пушистый

В воздухе кружится

И на землю тихо

Падает, ложится.

В. Степанов «Пилот».

В небо синее пилот

Поднимает самол т

И летит за облаками

Над горами и лесами.

Очень хорошо у детей развивается речь при сочинении сказок, рассказов по картине, по сюжетным картинкам.

Все эти игры и упражнения не только способствуют развитию речи, но и многие из них одновременно расширяют знания реб нка об окружающих предметах, развивают мышление, память, восприятие, воображения.

Также нельзя забывать, что большую роль в обогащении духовного мира реб нка играет литература. Книга является кладовой для развития речи, мышления, воображения, чувств. Реб нка необходимо привлекать к обсуждению прочитанного, анализировать поступки героев, просить пересказать, так как именно во время пересказа ид т прямой контакт с реб нком. Чтение, рассказывание сказок, стихов должны стать семейной традицией.

Речь реб нка быстрее развивается, если его жизнь наполнена разнообразными и интересными делами, событиями, мероприятиями. Поэтому необходимо с детьми посещать концерты, выставки, гулять, заниматься спортом. Очень важно, чтобы в тот момент, когда у реб нка происходит становление речи, с ним были любящие, заботливые, понимающие родители.

Родители просто обязаны знать, какое огромное значение для реб нка имеет речь взрослых, и как именно нужно разговаривать с маленькими детьми. Взрослые должны говорить правильно, не искажая слов, ч тко произнося каждый звук, не торопиться, не «съедать» слогов и окончаний слов, не сюсюкать.

Совершенно неуместна «подделка» под детский язык, которая нередко тормозит развитие речи. Если взрослые не следят за своей речью, то до уха реб нка многие слова долетают искаж нно («смори» вместо «смотри», «ваще» вместо «вообще»). Речь родителей должна быть образцом для детей. Необходимо постоянно повышать свой культурный уровень. Какой бы ни был реб нок, он нуждается в признании своей индивидуальности и поддержке любящих родителей и внимательных педагогов.

ПАМЯТКА:

«Факторы успешного развития ребёнка»

1. Эмоциональное общение с реб нком с момента рождения.

2. Создавать условиядля общения с другими детьми.

3. Речь взрослого – пример для подражания.

4. Развиватьмелкую моторику руки, это вед т к развитию речи реб нка.

5. Совместные игры взрослого и реб нка.

6. Чтение художественной литературы, разучивание стихов.

7. Удовлетворение любознательности реб нка. Ответы на все его «почему».

8. Совместные выезды на природу, экскурсии, посещение театров, музеев.

9. Своевременное устранение недостатков речи реб нка.

10. Не ускорять ход естественного речевого развития реб нка.

11. Не перегружать реб нка речевыми занятиями.

12. Игры, упражнения, речевой материал подбирать в соответствии с возрастом реб нка.

12 марта 2022 в 12:42

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.