Личный сайт учителя-логопеда МБДОУ детский сад №32 Харченко Елены Николаевны
Отдыхая, развивайтесь! Рекомендации учителя-логопеда по развитию речи в летний период.Отдыхая, развивайтесь! Рекомендации учителя-логопеда по развитию речи в летний период. Чтобы лето не пропало даром, или того хуже не «вымыло» и не «засветило» пленку в голове ребенка, на которую в течение года так много записано информации, необходимо продолжать заниматься, а вернее, играть в развивающие игры с ним на протяжении всего времени каникул. И это, на самом деле, просто и весело! Задача родителей выполнять артикуляционные упражнения, иначе звуки, которые уже появились в речи вашего ребенка могут «потеряться» и необходимо будет начинать работу заново. Для того, чтобы за время отпуска ребенок не потерял сформированные в течение года навыки, а даже, напротив, закрепил их предлагаем вам потренировать речевой аппарат, выполняя артикуляционную гимнастику. Пусть папа, бабушка, кошка или любимая кукла оценят, кто же лучше делает гимнастику: мама или сынок с дочкой. Вот несколько несложных упражнений, которые стоит делать вместе с ребенком каждый день, желательно утром и вечером по 3-5 минут: • «открываем-закрываем широко окно»: при выполнении этого, как и всех остальных упражнений необходимо фиксировать положение рта на несколько секунд; • «дудка-дудочка-дуда»: можно использовать подручные средства (карандаш, свернутую трубочкой бумагу и т. д.) и имитировать игру на дудке; • «покажи забор»: широкая-широкая «голливудская» улыбка; • «чистим зубки»: широко улыбаемся, но при этом проводим кончиком языка по внешней и внутренней поверхности зубов; • «маляр»: в данном упражнении акцент – язык, который «красит» небо при улыбке; • «ловим мышку за хвостик»: сильно высовываем язык и ловим его широкую часть зубами; • «цоканье»: это упражнение хорошо укрепляет уздечку языка, что способствует нормальному формированию звука «р». Сильное дыхание! Длительный сильный выдох делает нашу речь плавной и, в то же время, четкой и красивой, т. е. улучшает дикцию. Следите, чтоб во время выдоха ребенок не поднимал плечи и не надувал щечки. При выполнении упражнений на дыхание будьте внимательны и осторожны, так как они могут вызвать головокружение. Будет достаточно выполнить их 5 раз. Предлагаем вам потренировать дыхание: • обдувать одуванчики несколькими короткими, а потом одним долгим выдохом; • пускать мыльные пузыри через соломинку (разведите детский шампунь в чашке); • надувать воздушные шарики • сделать собственный флот из пенопласта и пустить корабли в плаванье; • катать карандаш по столу с помощью выдоха; • дуть в небольшую чистую бутылочку (из-под капель). При точном попадании воздушной струи в бутылочку раздаётся гудящий или свистящий звук («гудит пароход»); • играть в «футбол» на столе с «мячиком» из пенопласта или ваты; •играть на музыкальных инструментах: дудочке, губной гармошке… • дуть на детские флюгера… и др. Много новых слов! Лето – самая благоприятная пора для знакомства с новыми героями увлекательных книг. Читать можно везде и всегда: на прогулке, на пляже, в поездке, во время ожидания. Читайте художественные произведения, сказки, детские журналы. И помните: день без чтения книги – прожит зря! Пусть вы будете читать всего 15 минут на ночь, за лето это колоссальный объем знаний и любви к книгам! Можно начать писать свои книги, сочиняйте свои сказки, рассказы, опираясь на личный опыт ребенка Пусть в вашей сумке с детскими принадлежностями обязательно лежит книга. В результате общения с книгой, ребенок овладевает значительным словарным запасом, а также грамматическими формами родного языка. После чтения важно поговорить с ребенком о прочитанном, можно сделать это как сразу, так и через некоторое время после прочтения книги. Это приучает ребенка анализировать суть прочитанного, учит связной, последовательной речи, закрепляет в словаре новые слова. Обогащайте словарный запас детей новыми словами. Этому способствуют: -новые впечатления от поездок в отпуск, походов в лес, выездов на дачу; -летние путешествия; -экскурсии в музеи; -выходы в театр, в цирк. Для пополнения словаря бесценны беседы в вечернее время е с ребенком об увиденном и прожитом за день! Правильное произношение! Грамотная речь! Важно следить за произношением в речи ребенка «поставленных» звуков! Исправляйте ошибки в произношении слов, особенно слов сложной слоговой структуры (например, «блатека» – библиотека, «валосипед» –велосипед). Следите за грамматикой, исправляйте ошибки в употреблении предлогов: В, ИЗ, НА, ПОД, К. (Например, «Шишка упала из ветки» – Шишка упала с ветки; в согласовании слов (например, «Я видел на ветке две птички» – Я видел на ветке двух птичек. 15 июня 2021 в 15:23
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.